Образование государства Сарир PDF Печать E-mail
Автор: Алибег Казанбиев   
28.03.2012 10:10

 

 

 

При упоминании Сарира в письменных источниках арабско­го и персидского происхождения речь идет о восточно-кавказском государ­стве, которым управлял некий «владетель престола (трона)» (сахиб ас-сарир).  «Это название является лишь сокращением титула сахиб ас-сарир "владетель трона", который носил его правитель» - справедливо подытожил в свое время В.Ф. Минорский [1][1].

 

«Многие авторы (то есть исследователи - А. К.), - отмечал В. М. Бейлис, - называли это государственное образование ас-Сарир (трон, престол), хотя условность такого названия не упускалась из виду»2. Действительно, арабский автор IX в. ал-Йа'куби, у которого встречается наиболее полное название государства - «государство владетеля престо­ла» (мамлакат сахиб ас-сарир)[2][2] приводит не конкретное, а описательное название этого государства.

Другой арабоязычный автор X в. перс ал-Истахри подчеркивает, что ас- Сарир, точно так же как ар-Рус и ал-Хазар, - «имя государства, а не горо­да или народа»[3][3]. В известном историческом сочинении «История Ширвана и Дербенда» (начало XII в.) говорится о правителе Ширвана, который «сражался с неверными в стране Сарир (ард ас-Сарир)»[4][4].

Следует обратить внимание также на то, что у арабских авторов IX - X вв. термин «Сарир» встречается не только при перечислениях народов или «шахов», «царей» и других кавказских правителей, но и рядом с наиме­нованием хорошо известных государств того времени - Хазарии и Руси. Это косвенно свидетельствует о весьма значительной роли Сарира на этнополитической карте Восточной Европы VIII - XI вв.

Названия Сарир, по мнению проф. А. Р. Шихсаидова, связано с пер­сидско-арабской географической традицией. Арабские авторы называют тер­риторию нагорного Дагестана землей «владетеля трона», то есть «Сахиб ас-серир», связывая это название с легендой о золотом троне последнего представителя Сасанидов, будто отправленном в Дагестан самим неудачли­вым правителем[5][5].

Указанный автор считает, этот термин не арабского, а иранского проис­хождения и более вероятно, что Серир - то же самое, что и грузинское «мтиулети», т. е. «страна гор» или «страна горцев». Произошло это назва­ние не от арабского «серир» (трон), а от иранского корня ser, т. е. «гора»[6][6].

Эта точка зрения об этимологии термина «Сарир» по сути своей повто­ряет предположение, выдвинутое еще в конце 1930-х гг. армянским истори­ком С.Т. Еремяном, который считал, что «Сарир» по-ирански означает «страна гор» или «горная страна», как «Даг» - гора, «стан» - страна[7][7].

Аналогичного мнения придерживается известный исследователь по этно­графии аварцев А. И. Исламмагомедов. Он пишет, что «Сериром эту страну назвали арабские авторы VII - VIII вв. Происхождение названия не выясне­но: его связывают с легендой о золотом троне иранского царя (начало VII в.), будто бы отправленном им в безопасное место - горы Дагестана, впе­реди себя, чтобы там сесть на него. Но царь был убит. «Сахиб ас-Серир» означает на арабском языке «Владетель трона»; другое объяснение исходит от иранского слова «сер» - «голова, вершина горы» и соответственно «Горная страна»»[8][8].

Крупный востоковед В.Ф. Минорский, комментируя текст сочинения араб­ского автора X века, обратил внимание на то, что «под заголовком ас- Сарир «Царство трона» Ибн Руста говорит в действительности о нескольких княжествах... Власть Сарира простиралась на «замок алал и гумик». Гумики (кумухи, ныне лаки), живущие рядом, легко могли быть вассалами Сарира; алал остается загадкой, хотя несколько названий оканчивающихся на лал, известны в Аварии (Багулал, Чамалал, Андалал). Упомянутый в тексте алал может представлять собой аварскую общину, расположенную по верхнему течению реки Кара-Койсу. Ее центр Чох (то есть Андалал - А. К.)»[9][9]. Цити­руя данный отрывок работы В. Минорского А. И. Исламмагомедов, уточняет, что общества Андалал («алал») и Кумух («гумик») расположены рядом друг с другом[10][10].

В связи с тем, что в распоряжении исследователей имеются лишь ле­генды об образовании государства Сарир и его первых правителях, на них следует остановиться более подробно. В. М. Бейлис в свое время писал, что «наши источники сообщают только легендарные сведения об образовании Сарира и о его связи с Сасанидской империей. Сама по себе легенда о воцарении правителя Сарира и возникновении этого названия заслуживает внимательного изучения»[11][11].

Прежде всего, примечательно то, что эта легенда одинаково передается несколькими арабскими авторами. Наиболее полную версию легенды об обра­зовании государства Сарир приводит ал-Мас'уди. Он писал: «Мы упомянули выше в этой книге, что он (то есть царь Сарира - А. К.) из потомков Бахрама Гура и был назван владетелем трона, потому что Йездегерд, а это последний из царей рода Сасана, когда обратился в бегство, передал свой золотой трон, казну и богатства с человеком из потомков Бахрама Гура, чтобы тот доставил их в эту страну и там сохранял до времени его воз­вращения, а (сам он) ушел в Хорасан и был там убит. Это было в хали­фат Османа ибн 'Аффана ... Этот человек водворился в стране и захватил здесь власть, власть стала наследственной в его семье, и был он назван Сахиб ас-Серир (владетелем престола)»[12][12].

Эта легенда в изложении другого более раннего арабоязычного автора X в. ал-Истахри отличается от более полной версии ал-Масуди лишь неко­торыми второстепенными деталями. Этот автор писал: «Сарир - это хри­стиане, и рассказывают, что этот золотой трон принадлежал кому-то из персидских царей, а когда пало их царство, трон был доставлен в Сарир, и привез его некто из персидских царей: дошло до меня, что он из потомков Бахрама Чубина и царство это до сего дня в их руках»[13][13].

Время возникновение этой легенды, по мнению В. М. Бейлиса, следует отнести к 20-30-е годы Х в., поскольку другими более ранними арабскими авторами ал-Балазури, ал-Йа'куби и даже Ибн ал-Факиха эта легенда, не приводится[14][14].

Возведение генеалогии династий местного происхождения к Сасанидам было весьма распространено в средневековый период. Происхождение этого рассказа из самого Сарира, по мнению В. М. Бейлиса, менее вероятно, по­скольку представители правившей там династии, не зависимые от власти халифата, являлись христианами-монофизитами (возможно, несторианами) и вряд ли были заинтересованы в притязаниях на сасанидское происхожде­ние, вполне понятных для Сасанидов или ширваншахов[15][15].

Возможность взаимосвязей владетелей Сарира с Сасанидами Ирана подтверждаются сведениями арабских авторов IX в. ал-Балазури и Ибн Рус­те, которые сообщают об утверждении или точнее предоставлении права на правление владетеля Сарира Хосровом Ануширваном (VI в.). В сообщении ал-Балазури отмечается, что «выбрал Ануширван царей и назначил их, пре­доставив каждому из них шахство над отдельной областью. Из них были хакан Горы («Хакан ал-джабал»), то есть владетель трона (Сахиб ас-Сарир), с титулом Вахрарзаншах»[16][16]. Ибн Русте подтверждает эту важную информа­цию, данными о том, что замки Алал и Гумик владетелю Сарира подарил Ануширван[17][17].

По поводу титула «вахрарзаншах» владетеля Сарира среди исследова­телей нет единого мнения. В.Ф. Минорский считал, что при изучении этого титула необходимо привлечь сведения других авторов (Ибн Русте, Шара- фаддин Йезди) и тогда как один из вариантов чтения этого титула будет - Ахриз-ан или Аухарзан. «После этого - писал В.Ф. Минорский, - становится правдоподобным, что Владетель трона был шахом "людей из Аухар"»[18][18].

Попытка прочитать этот термин «А-х-р-р Аваран-шах»[19][19] в тексте сочине­ния ал-Истахри как «Ихран Аваран шах», предпринятая Т.М. Айтберовым[20][20]заслуживает внимания, хотя А.Р. Шихсаидов считает, что этот вариант трак­товки не является убедительным решением вопроса.

Проф. А.Р. Шихсаидов заметил, что в термине «вахрарзаншах» (вариант вахрараншах, ахраз.в.р.шах), возможно, отразилась иранская традиция. Наи­более убедительно, на его взгляд, мнение М.С. Гаджиева о том, что «вах- рар заншах» это иранское «царь вепрей», исходя из изображений на хала­те, которым ширваншах одаривал местных правителей9.

Таким образом, можно достаточно обоснованно утверждать, что возник­новение Сарира как государства связано, а возможно и идея создания ини­циирована Сасанидами Ирана, с которым Сарир имел общие внешнеполи­тические цели - отражение возможной агрессии со стороны кочевников Се­веро-Восточного Кавказа, объединенных в довольно мощное по тем време­нам государство - Хазарский каганат.

Кроме того, необходимо учитывать, что в раннесредневековой истории Дагестана четко прослеживаются еще один фактор, сыгравший выдающуюся роль в развитии дагестанского сообщества - начальный этап феодализации. Напомним, что в IV - VII сложилось и успешно развивалось первое госу­дарственное образование в равнинном и предгорном Дагестане - Царство гуннов[21][21]. На этом фоне протекал процесс изменения этнической карты Да­гестана и формирования крупных этнополитических образований со сложной социальной стратификацией[22][22], к числу которых следует отнести и Сарир в Нагорном Дагестане.

Одной из важных и спорных проблем истории Сарира является время образования этого первого на территории Нагорного Дагестана государства, которому, по-видимому, должны были предшествовать консолидационные процессы среди племен в долинах рек Аварского и Андийского Койсу.

Определить дату объединения племен в долинах рек Аварского и Ан­дийского Койсу под властью правителя Сарира, исходя из одних только сведений об отношениях Сарира с Сасанидской империей, представляется достаточно сложным. Однако, по-видимому, вряд ли правомерно отрицать факт союза Сарира с Сасанидской империей. Поскольку цели Сасанидского государства по обороне Кавказских проходов от вторжения кочевников из Прикаспийских степей совпадали с интересами племен горного Дагестана.

По компетентному мнению В. М. Бейлиса, основанному на сведениях ал-Балазури и Ибн Русте о наделении властью "хакана Горы" Сасанидом Хосровом Ануширваном (середина VI в.), наиболее вероятной датой возник­новения государства Сарир следует считать середину VI в.[23][23]

Вместе с тем, датируя этот важный момент истории Сарира, необходи­мо учитывать и другие сообщения арабоязычных и арабских авторов X в., в частности, по сведениям ал-Истахри и ал-Мас'уди, Сарир возник «в халифат Османа», то есть в середине VII в.[24][24]

Присоединяясь к мнению о более ранней дате образования Сарира (то есть в середине VI в.), необходимо отметить, что этот процесс по времени совпадает с первым появлением, точнее вторжением хазар в Предкавказье[25][25].

Основная территория государства хазар - Хазарского каганата - в ран­ний период его существования (VI - VII вв.) охватывала, по-видимому, пре­жде всего степи и предгорья Северо-Восточного Кавказа. Именно на терри­тории предгорного Дагестана находилась их старая столица[26][26], известная под названием Варачан в армянских источниках и Баланджар - в арабских[27][27].

Необходимость защиты горных проходов от угрозы хазарского вторжения, вероятнее всего, ускорила объединение племен ущелий рек Койсу. В. М. Бейлис отмечал, что не случайно, что в государстве Сарир объединились племе­на долин этих рек, доступ к которым открыт с севера. Следует помнить также, что и впоследствии борьба с Хазарским каганатом была традицион­ной политикой Сарира. Арабский автор ал-Масуди писал, что царь Сарира «усердно и с успехом воюет с хазарами, потому, что они живут на равнине, а он в го­рах»[28][28]. Очевидно, что на почве общих интересов борьбы с Хазарским кага­натом и сложился союз Сарира с Сасанидским государством. Эти союзные связи, как справедливо указывал В. М. Бейлис, были впоследствии отмече­ны арабскими источниками[29][29].

Однако следует помнить, что существуют и другие гипотезы, связываю­щие возникновение раннесредневекового государства Сарир с мощным госу­дарством Хазарским каганатом - соперником Византийской и Сасанидской империй.

Согласно известной хронике «Жизнь картлийских царей», приписываемой грузинскому историку XI в. Леонти Мровели, во время нашествия хазар в Армению, Грузию и Албанию на рубеже VII - VIII вв. взаимоотношения Хазарии и Дагестана ("удел Лекана") привели к возникновению Хунзаха ("Хозонихети"). Леонти Мровели писал, что «отдал хазарский царь своему двоюродному брату удел Лекана от моря Дарубандского на востоке до реки Ломека... И устроился он в уделе Лекана. Хозоних, что был самым знаме­нитым в роду Лекана, ушел в горную теснину, воздвиг там город и дал ему своё имя Хозонихети»[30][30].

Комментируя этот эпизод, известный специалист по истории и этногра­фии Кавказа Г.В. Цулая, указывает, что Хозонихети - средневековое гру­зинское название известного по литературным источникам древнеаварского государства Серир, возникшего в V в. н.э. на территории нагорного Дагестана[31][31].

Иными словами Г.В. Цулая считает, что Хозонихети является грузинским названием не столицы Сарира, а самого государства, расположенного севе­ро-восточнее Картли, за Главным Кавказским хребтом.

В XI в., когда жил Леонти Мровели, по мнению Г.В. Цулая, «Серир - Авария была крупной политической единицей, игравшей важную роль на восточных рубежах Грузинского царства»[32][32].

Возникновение самого значительного в Дагестане государства Сарир Леонти Мровели переносит на много веков назад, увязывая это с наиболее выдающимся, с его точки зрения, событием - нашествием «хазар» на Кавказ[33][33].

Г.В. Цулая отмечает также, что Леонти Мровели, «имея смутные пред­ставления об истории Кавказа до "походов Александра" ... переместил это событие в доэллинистическую эпоху»[34][34]. Поэтому неубедительны попытки от­нести время возникновения Хунзаха к IV в. до н.э. Только археологические исследования могут внести окончательную ясность в этот вопрос[35][35].

В армянской версии текста этого же рассказа сообщается примерно то же самое, о том, что «некий Хузуних, сын Лекана, вступил в горные тесни­ны и построил собственный город, названный им собственным именем Хузуних»[36][36].

Кроме того, в грузинской летописи «Картлис Цховреба» сказано, что во время правления в Восточной Грузии, в Картли Гурама-куропалата (конец VI в.) на Северный Кавказ переселились с Востока авары, которые и подчини­ли себе население названного региона. У этих аваров-кочевников возникла война с Гурамом-куропалатом, в ходе которой посредником между двумя враждующими сторонами выступил император Византии Юстиниан (527 - 565 гг.). После этого они «помирились», и тогда Гурам-куропалат «расселил их в горных ущельях Кавказа, а также в Хунзахе, они и ныне называются аварами»[37][37].

Арабские авторы представляли Сарир довольно крупной страной с об­ширной территорией и обильным населением. Ибн Русте, как уже отме­чалось, свидетельствовал, что в ущельях Сарира имелись многочислен­ные угодья (дийа'). «Во владении царя (Сарира - А.К.) 20000 ущелий; в них обитают разного рода люди, и у них там поселки и города»[38][38].

Анонимный автор X в. прямо свидетельствовал о значительности территории Сарира: «Серир - это область с очень большими богатства­ми, горная и степная... Хандан - город, где живут военачальники... ца­ря»[39][39].

Все эти данные подтверждают обширность территории Сарира. По­этому прав проф. А.Р. Шихсаидов, когда отвергает мнение Доссона, о том, что «небольшое царство Серир находилось в горах, к северо-западу от Дербенда, между территорией Кайтака и Гумика»[40][40]; на самом деле эта точка зрения не подтверждается источниками[41][41].

К такому же выводу пришел А.И. Исламмагомедов, который, ссылаясь на источник X в., верно подытожил, что в IX - X вв. границы Сарира расширились[42][42].

Таким образом можно утверждать, что сведения, содержащиеся у арабоязычных авторов IX - X вв., не оставляют сомнений в том, что Сарир был крупным по масштабам Кавказа, объединявшим государством[43][43].



Казанбиев А.Р. К вопросу об образовании и начальном этапе существования государства Сарир // Дагестанский востоковедческий сборник. Махачкала, 2008. Выпуск I. С. 116-122.

 



[1][1] Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X - XI вв. М., 1963. С. 132.

[2][2] Якуби. История. Пер. с араб. проф. П.К. Жузе. Баку, 1927. С. 7.

[3][3] Ал-Истахри. Книга путей и царств. Пер. Н. Караулова // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (далее - СМОМПК). Вып. XXIX. Тифлис, 1901. С. 11.

[4][4] Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 47.

[5][5] История Дагестана. В 4-х томах. М., 1967. Т. I. С. 123.

[6][6] Там же.

[7][7] Еремян С.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу // Записки ИВАН СССР. Т. VII. М.-Л., 1939. С. 44.

[8][8] Исламмагомедов А.И. Аварцы. Историко-этнографическое исследование XVIII - начало XX в. Махачкала, 2002. С. 12.

[9][9] Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 218-219.

[10][10] Исламмагомедов А.И. Указ. соч. С. 22.

[11][11] Бейлис В.М. Указ. соч. С. 258.

Масуди. Луга золота и рудники драгоценных камней /Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Тифлис, 1908. Вып. XXXVIII. С. 52.

[13][13] Ал-Истахри. Указ. соч. С. 11.

[14][14] Бейлис В.М. Указ. соч. С. 259.

[15][15] Там же.

[16][16] Баладзори. Книга завоевания стран. /Текст с переводом с араб. П.К. Жузе. Баку, 1927. С. 7.

[17][17] Ибн Русте. Книга драгоценных камней. Пер. Н. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXII. Тифлис, 1903. С. 45.

[18][18] Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 134.

[19][19] В другом списке сочинения ал-Истахри - А-х-раз Вра-шах.

[20][20] Айтберов Т. М. Древний Хунзах и хунзахцы. С. 39.

[21][21] См.: Гмыря Л.Б. Страна гуннов у Каспийских Ворот. Махачкала, 1995.

[22][22] Народы Дагестана. Сборник статей. М., 2002. С. 29.

[23][23] Бейлис В.М. Указ. соч. С. 259.

[24][24] Масуди. Указ. соч. С. 52

[25][25] Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 129; Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983. С. 130.

[26][26] Еремян С.Т. Указ. соч. Указ. сб. С. 145. Об этимологии названия Сарир см. там же. С. 144.

Каланкатуйский. С. 143). М.И. Артамонов («Очерки древнейшей истории хазар». М., 1937. С. 90) принимал тождество Варачана с Семендером.

[28][28] Масуди. Указ. соч. С. 53.

[29][29] Бейлис В.М. Указ. соч. С. 260.

[30][30] Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана. /Пер. с древнегрузинского, предисловие и комментарии Г.В. Цулая. М., 1979. С. 25.

[31][31] Там же. С. 56.

[32] Там же.

[33] Там же.

[34] Там же. С. 51

[35] Гаджиев М.Г., Давудов О. М., Шихсаидов А.Р. Указ. соч. С. 241.

[36] Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. С. 51.

[37] Картлис Цховреба. /Пер. с древнегрузинского, предисловие и комментарии Г.В. Цулая. М., 1982. С. 21. Самые же знатные из тех кочевых аваров, по «Картлис Цховреба», были поселены на княжеских правах в Грузии и именно от них проис­ходят ксанские эриставы - «воеводы» раннесредневекового времени и иные пред­ставители картлийской знати.

[38][38] Ибн Русте. Указ. соч. Указ. сб. С. 47.

[39] Туманский А.Г. Новооткрытый персидский географ X столетия и известия его о славянах и русских // Записки Восточного Отделения Императорского Русского Ар­хеологического общества. СПб., 1897. IX. С. 31.

[40] D'Ohsson C. Les Peuples du Caucase et des pays au nord de la mer Noir et de la mer Caspienne ou voyage d'Abou-el-Cassim. Paris, 1828. P. 176.

[41] Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.) Махачкала, 1969. С. 39.

[42] Народы Дагестана. Указ. соч. С. 118.

[43] См.: Курбанов А.Д. Средневековые государственные образования лаков (VIII - се­редина XVII вв.). Махачкала, 2006.

 

 

RU; RU;=

Обновлено 11.04.2012 15:34